В древних северных религиях это была именно олениха, которая поворачивала сани Матери или Богини Солнца в день зимнего солнцестояния..... . ... Мать Олениха летает сквозь длинную темную зимнюю ночью с живительной силой солнечного света между ее рогами. В сибирских легендах олени взлетели каждую зиму после поедания галлюциногенного гриба, Мухомора красного, архетипической красный поганки с белыми пятнами. Шаманы могли присоединиться к ним в своих поисках видения, принимая грибы внутрь, а затем, поднявшись по Дереву Жизни, они могли летать, как птицы, в других сферах. Есть теории, что костюм Санты происходит от одежды шаманов в арктических регионах, которые одеваются в красные костюмы с белыми пятнами, собирают грибы, а затем доставляют их через дымоходы в качестве подарков на день зимнего солнцестояния. Это к разговору о дикой ночи. В Сибири, шаманы-женщины носили белые и красные меховые костюмы, рогатые головные уборы (или валяные красные шапки!) и практиковали традицию шаманского полета. И, скорее всего, это их зимнее празднование в честь Матери Оленихи, которая принесла нам рассказы о летающих рогатых оленях, которые взлетают в небо в самую длинную ночь года. Через Северные земли эпохи неолита, от Британских островов, Скандинавии, России, Сибири, от сухопутного моста через Берингов пролив и до Северной и Южной Америки, самка оленя почиталась как «жизнедающая Мать». Она была подательницей плодородия, анимой диких мест, лесов и гор, потусторонним конем фей и волшебного народа. Ее рога украшали алтари и головы шаманских жриц и ее образ запечатлен и в стоячих камнях, вплетен в ткань торжественных облачений и одежды, выгравирован в ювелирных изделиях и нарисован на барабанах. Но ее редко изображают просто на земле, Олениху показывают прыгающей или летящей по воздуху, с шеей и ногами вытянутыми вперед и назад. Часто она несет целый космос, Солнце, Луну и звезды на своих рогах, либо ее рога были Древом Жизни, изображая нижний, средний и верхний миры. Оленихa Мать также была представлена в виде сидящей женщины / богини, носящей головной убор с рогами, в который вплетены Древо Жизни и птица (символическое изображение шаманского полета). Эта тройка символов часто повторяется в зимних изображениях солнцестояния и Рождества в народном искусстве, которое до сих пор с нами - хотя мы забыли его первоначальный смысл. ......И когда дело доходит до оленя, а есть много разговоров об оленях, но мало упоминаний о том, что когда-то это была важная духовная фигура наших северных предков Мать Олениха. Многие древние "религии" или духовные системы древнего мира почитали природу - которая часто воспринимается как женский принцип или Богиня. То, что эта Богиня часто персонифицируется, как олень (или северный олень в северном климате) или как шаманка, носящая рога, хорошо документировано. Эстер Якобсон изучала оленью иконографии ранних кочевников Южной Сибири и Северной Центральной Азии. Ее книга "Оленья Богиня Древней Сибири: исследование в экологии убеждений" прослеживает изображение оленя от наскальных картин, и монолитной стелы из неолита вплоть до раннего железного века. И ее исследование показывает, что это в первую очередь "религия" богини-оленихи, вращающаяся вокруг мудрой женщины и самой матери-оленихи, самки с оленьими рогами. ....Книга "Золотой олень Евразии", опубликованная Музеем Метрополитен, является прекрасным визуальным исследованием священной значимости самки оленя и оленя в шаманской традиции, которая "подразумевалась по существу женской" и связанная с Дерева Жизни, материнством, Рождением и возрождение Солнца (тема зимнего солнцестояния!) ..... образы олень-солнце-птица могут символизировать преобразование души женщины-шаманки от человека к оленям, от земли в срединном мире до высоких миров и даже нижнего мира ". Мэри Б. Келли в своей книге "Одеяния Богини: Мировые традиции изготовления и использования Ритуального Текстиля" и "Богиня Вышивки Восточной Европы" дает исчерпывающий, глубокий взгляд на ритуальные мотивы церемониальных переплетений. Она пишет, "Зимние вышивки были сделаны в честь праздника Rohanitsa, Богини Матери, которая состоялась в конце декабря. Эти ткани изображают ее вместе с дочерью богини, или с детьми, которые могут или не могут быть божественным .... Она часто показана с оленьими рогами, прорастающими с головы или головного убора ... Рога признак того, что, как сказки- и наскальные рисунки подтверждают в древние времена Богиня-Мать родила оленей, а также детей. Для ее праздника, маленькие, белые печенья в форме оленя подносили в качестве подарков или амулетов на удачу".